вторник, 3 марта 2020 г.

«Особенности современного детства»

В психологии развития и в детской (возрастной) психологии главной задачей в настоящее время — время коренных преобразований в области образования, социальной и интеллектуальной жизни — становится выявление тех задач, которые ставит общество перед подрастающим поколением и тех изменений, которые происходят в развитии детей и подростков под влиянием новых социальных ожиданий. Современный этап в развитии Российского общества характеризуется тем, что:
— выдвигаются новые требования к ребенку в системе образования, что приводит к ранней подготовке детей к школе и сокращению характерных для ребенка видов деятельности;     — происходит информатизация окружающей ребенка среды, что сопровождается появлением новых интеллектуальных возможностей ребенка;
— снижается возраст начала школьного обучения, что вызывает у многих детей трудности вхождения в школьную жизнь;
— углубляется расслоение общества, что приводит к неравным возможностям развития детей разных социальных слоев.
Какое оно – современное детство? В чем его права, возможности, радости, интересы? В современном мире авторитет взрослого уже не столь непререкаем, как это было двадцать лет назад. Раньше, взрослый обладал неким запасом знаний, сильно превышающим возможности ребенка, и мог диктовать ему свою волю, ссылаясь на собственный опыт и опыт предыдущих поколений.
Как не допустить дальнейшего изменения детства, чтобы не замутить сознание ребёнка, не сломать его психику, не испортить его физическое здоровье? Эти и аналогичные проблемы послужили поводом написания ряда статей, актуальность которых бесспорна. Такие, например, как статья Обухова Л.Ф., Котляр И.А. «Современный ребенок: шаги к пониманию». В статье обобщаются результаты ряда исследований, представленных на международной конференции «Другое детство» (ноябрь 2009, МГППУ). Детство современного ребенка рассмотрено в контексте социокультурных изменений общества. В качестве иллюстрации для фиксации противоречивых черт современного детства в статье приведены фрагменты эссе «Современный ребенок: какой он?», написанные людьми разных возрастов и не имеющих специального психологического образования. Показано, что они в целом соответствуют характеристикам современного детства, выделяемым профессиональными психологами. Обращается внимание, что значительное число исследований, представленных на конференции «Другое детство», посвящено изучению детей группы риска. Обсуждаются причины неадекватного поведения девиантных подростков – их личностный эгоцентризм. В статье показано также, что результаты новейших исследований в области одаренного детства позволяют дифференцировать одаренность и строить различные программы для ее поддержки и развития. Приведены статистические данные о процентном соотношении детей, имеющих те или иные нарушения в развитии. Статья завершается постановкой вопросов о норме и вариантах развития внутри нормы и за ее границами. Авторы ставят перед современными психологами задачу изучения нормы развития ребенка с позиции культурно-исторической психологии в современном социокультурном    контексте.
Статья «Современный ребенок: новый тип сознания» Буданцовой А.А. посвящена актуальной проблеме воспитания ребенка в современных социокультурных условиях, влияющих на его сознание, на изменение детской картины мира, образа мира, детской субкультуры. В ней акцентируются вопросы обусловленности гармоничного развития личности ребенка воспитанием в современной семье, расширением горизонта его образовательных возможностей.
В своей статье автор отмечает, что важнейшими факторами растущего психологического, духовного неблагополучия ребенка являются разрушение существовавших на протяжении тысячелетий естественных институтов семьи и детского сообщества, изменение нравственно-психологического климата в обществе, влияние средств массовой информации и др.
Автор обращает внимание на то, что в современной российском обществе значительно возрос процент неполных семей. Сейчас развод и рождение ребенка вне брака становятся нормой и это может стать причиной того, что ребенок не сможет построить гармоничные супружеские отношения в будущем не видя перед собой образца межличностного взаимодействия. Кроме того, типичным для современных семей стало рождение только одного ребенка. А значит, социализация детей в рамках межличностного взаимодействия со сверстниками теряет очень важную сферу — общение и взаимодействие ребенка с сиблингами (братьями и/или сестрами).
В статье также говорится о том, что для современных детей характерно воспитание в окружении взрослых и ограниченность общения со сверстниками. Это приводит к  затруднениям в усвоении системы моральных норм и нравственных принципов, дети в некоторой степени лишены возможности приобрести  навыки эмпатийного поведения, необходимого в коммуникации.
Большинство современных детей не участвует в работе детских объединений, что  лишает их возможности приобретения опыта сотрудничества и взаимопомощи, лидерства и работы в команде на социальное благо и благо своего товарища, близких людей.
Резко возросшая информированность детей вызывает повышенную потребность к восприятию этой, зачастую ненужной, неструктурированной с точки зрения психофизиологичечских возможностей ребенка информации. В отличие от детей прошлого века, у современного ребенка с момента рождения начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга. Повышенная потребность к восприятию информации заставляет его постоянно искать возможности ее удовлетворения. И если ребенок не получает необходимой «порции» информационной энергии, то начинает проявлять агрессию или недовольство. Повышенная потребность детей к восприятию информации объясняет тот факт, что уже с рождения они любят смотреть телевизор. Причем их привлекает реклама, т.к. она отличается сжатостью информации и динамизмом.
Тревогу педагогов и родителей вызывает то, что современные дети мало читают, особенно классическую художественную литературу. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текста различных жанров, несформированность внутреннего плана действий, возникающие трудности развития логического мышления и воображения.
Современные дети проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность, вследствие чего у них снижено внимание, они не желают выполнять указания взрослых и выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать.
Если раньше у детей был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современного ребенка преобладает рефлекс свободы. Он самостоятельно выстраивает стратегию своего поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест вплоть до агрессии. У современных детей система отношений доминирует над системой знаний.
Современные дети достаточно настойчивы и требовательны. Сфера духа современного ребенка наполнена врожденным стремлением к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. Именно этим можно объяснить тот факт, что он очень рано начинает проявлять активность, требует к себе повышенного внимания, стремится поскорее познать окружающий мир.
Данные феномены находят подтверждение и в моей практике. Наблюдая за детьми, их родителями и взаимодействием между ними могу отметить, что современные дети менее самостоятельны, не умеют принимать решения, делать выбор и выводы без помощи взрослых, считают, что в этом нет потребности. Сейчас в развитии детей упор делается на развитие памяти, а не словесного-логического и абстрактного мышления. Это отчасти связано с подготовкой к сдаче тестов. Они плохо считают в уме, ведь есть много других приспособлений, которые сделают это за них. Современные дети очень образованы. Они знают больше своих родителей, и между ними колоссальная разница. Они легко и быстро воспринимают информацию, у них быстрее реакция, лучше развита внимательность. Но написать школьное сочинение — проблема, ведь надо собрать информацию, систематизировать и придумать сюжет. Информационно они взрослеют раньше, а социально — значительно позже. Многие выпускники совершенно несамостоятельны. Они мало общаются, говорят, тяжело вступают в контакт. У них есть проблема разрешения конфликтов. Они застенчивы. У них есть проблемы с эмоциональностью, ее не хватает. Многие не понимают, что такое плохо, больно, очень страшно. Эти дети менее романтичны и более прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями. Они реже принимают самостоятельные решения, за них все решают родители.
Я совершенно согласна с автором статьи, что современная семья нуждается в систематической помощи специалистов в силу того, что не только старшее поколение (бабушки, дедушки), но и родители не всегда понимают особенности развития современного ребенка, а традиционные методы воспитания мало эффективны. Вследствие этого необходимо усилить внимание к подготовке специалистов психолого-педагогического профиля по психолого-педагогическому сопровождению, правовой, медико-социальной поддержке семей, дифференцированной помощи семьям в зависимости от ее типа, структуры, этапа становления, культурно-этнической и религиозной принадлежности. При подготовке будущих педагогов следует обратить серьезное внимание и на особенности развития детей с новым типом сознания, свидетельствующие о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании. Современный мир — это мир индивидуальностей, и у современных детей для ее развития есть все, о чем только могли мечтать дети прошлых поколений.
Литература:
  1. А. А. Буданцова. Журнал «Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. ШолоховаПедагогика и психология» Выпуск № 1 / 2012
  2. Обухова Л.Ф., Котляр И.А. Современный ребенок: шаги к пониманию // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. С. 5–19.

Комментариев нет:

Отправка комментария